"Посчитай-Ка"
Программа занятий
Пояснительная записка
Программа кружка «Посчитай - ка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Закон РФ «Об образовании».
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- ФГОС ДО.
Занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу.
В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занимательные математические игры позволяют:
1. Охватить более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)
2. Стимулирование развития математических способностей.
3. Развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и
анализировать.
4. Развивать конструктивное мышление
5. Способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.
Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Цель: использования дидактического игрового материала на занятиях и в свободной деятельности детей.
Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их к школе.
Математические игры:
- «Отгадай число».
Цель: Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.
По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.
2.«Геометрическая мозаика». «Составь картинку» (Картинка из геометрических фигур).
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.
Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию
4. «Числовой ряд»
Цель: этого задания - закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
- «Расставь мячи».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Мячики нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь мячики так, чтобы синий мячики был справа от красного, а маленький жёлтый мячик был слева от синего и т. д.
6. «Составь фигуру из палочек».(Игры со счетными палочками)
Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.
Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
- «Сосчитай и положи цифру».
Цель: Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.
- «Математические Кошки и Олени».
Цели: Способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью
шнурования;закреплятьзнаниецифрот1до10; закреплять количественный и порядковыйсчетот1до 10. Развивать память, внимание, усидчивость.
- «Угадай, который по счету».
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Теремок». Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя, я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает: Первая — мышка, вторая – лягушка и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.
- «Подбери листочек божьей коровке».
Цель: Развивает у детей логическое мышление, внимание, произвольность
Поведения. Обучает детей счётной деятельности. Упражняет детей в соотношении числа (цифры) и количества.
- «Закончи числовой ряд».
Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного
сосредоточения.
Задача: развитие умения видеть образец, шаблон; воспитание умения
самостоятельно выполнять задания; развитие мелкой моторики пальцев рук.
- «Собери ромашку».
Цель: закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.
- «Подбери цифру».
Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.
14. «Угадай, какой котенок потерялся».
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Реализация кружка «Посчитай-ка» способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Цель: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 25 минут.
Ожидаемые результаты: занятия по формированию математических представлений помогут детям накопить определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Календарно-тематический план работы кружка «Посчитай - ка»
Месяц |
Неделя |
Занятия |
Сентябрь |
1 неделя |
Мониторинг |
2 неделя |
Мониторинг |
|
Октябрь |
1 неделя |
Цвет, форма Игра: «Составим узор». «Найди (назови) предмет такой же формы» (Стихи) Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности |
2 неделя |
Размер Игра – аппликация: «Красивые флажки». Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. |
|
3 неделя |
Игра «Фигурки спрятались» Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета. |
|
4 неделя |
Д.и «Подбери по форме» (Загадки) Закрепить свойства предметов. |
|
Ноябрь |
1 неделя |
Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» (Стихи) Определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. |
2 неделя |
Количество и счёт Д.И«Сосчитай предметы» «Собери цветок», ( Стихи) Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. |
|
3 неделя |
Д.и«Составим число», «Считай дальше», «Найди пропущенное число». Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10. |
|
4 неделя |
Величина Ди«Шарфики для друзей», «Строим дорожки: широкую и узкую», Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать глазомер. |
|
Декабрь |
1 неделя |
Интеллектуальная игра «Близкие по значению» Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. |
2 неделя |
Геометрические фигуры Д.и.«Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру», «Найди предмет такой же формы», Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и тела. |
|
3 неделя |
Д.и. «Узнай фигуру по описанию и покажи её», «Узнай на ощупь», Развивать мышление, внимание, комбинаторные способности |
|
4 неделя |
Сенсорное развитие. Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. |
|
Январь |
1 неделя |
Д игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками» Выложи предмет по образцу,развитие умения анализировать форму предметовразвитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику |
2 неделя |
Задачи на смекалку. Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. |
|
3 неделя |
Задачи на смекалку. Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. |
|
Февраль |
1 неделя |
Ориентировка в пространстве «Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта». Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги. |
2 неделя |
«Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?» |
|
3 неделя |
«Реши головоломку», «Составь картину» |
|
Игра: «Весёлые человечки». |
||
Март |
1 неделя |
Ориентировка во времени Игры – путешествие во времени. «Когда это бывает?» Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели. |
2 неделя |
«Дни недели», «Расставь по порядку». |
|
3 неделя |
Игра: «Что сначала, что потом». ( Стихи) |
|
4 неделя |
Игра «Что мы делаем?», (Стихи) |
|
Апрель |
1 неделя |
Формирование навыков сложения и вычитания. «Распредели числа в домики», «Угадай-ка» Закрепление состава числа первого десятка Развитие логического мышления, речи, внимания. Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр. |
2 неделя |
Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10. Игра «Чей домик». |
|
3 неделя |
Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. |
|
4 неделя |
Игра «Составим число», «Отгадай число». |
|
Май |
1 неделя |
Отгадывание загадок. Развитие логичности мышления Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
2 неделя |
Математические задачки в стихах |
|
3 неделя |
Мониторинг |
|
4 неделя |
Мониторинг |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника